«Вдумчивое
чтение как одна из активных
форм работы на уроках биологии»
Слободянюк Ирина Александровна,
учитель биологии,
Аршалынская средняя школа № 2,
Аршалынский район, Акмолинская область
Актуальность темы:
опыт данной работы будет интересен всем творчески работающим учителям, желающим
моделировать свои уроки с ориентацией на развитие приоритетного навыка
грамотности, такого как вдумчивое чтение текста учебника, ведущего к сохранению
внимания, поддержанию интереса и повышению уровня понимания при чтении.
Цель:
создание собственного накопительного материала, разработанного на основе
изучения и внедрения различных стратегий, направленных на понимание чтения.
Задачи:
1.
Изучение теоретических источников.
2.
Применение и внедрение в практику различных
стратегий, направленных на понимание чтения
«Читать
можно по-разному: читать и не понимать, читать и понимать, читать и понимать
даже то, что не написано». Эта мысль русского писателя 18 века Княжнина Я.Б.
действительно демонстрирует разные виды чтения, которые имеют место быть при
чтении текста учебника.
В
процессе работы я обнаружила проблемы, связанные с чтением текста учебника.
Выражались они в осмыслении чтения, восприятии текста как источника информации.
Многие дети хорошо и быстро читали, но в воспроизведении прочитанного
затруднялись, так же затруднялись в анализе информации, выборе ключевых слов и
осмыслении прочитанного. Чтобы им помочь в этом, решила на своих уроках использовать
активные формы работы и стратегии, способствующие развитию вдумчивого чтения.
Читай\Делай
пометки\Обсуди в паре
Чтение
текста\заполнение ЗХУ
Чтение
текста\Семантическая карта
Чтение текста с
«невидимками» \Работа в паре
Чтение\Предсказание со
слов\Составление рассказа
Чтение\тренировочные
карты по тренажерам
Также
в своей практике столкнулась с проблемой. Когда просила учащихся задать вопросы
к тексту учебника, то слышала вопросы на уровне «знаю-понимаю». Мы стали
учиться задавать вопросы на размышление и анализ. Включили и рефлексивный
вопросы «Я-вопрос», то есть вопрос, обращенный к себе самому
Читай\Делай
пометки\Обсуди в паре
Дайте
задание перед чтением текста учебника: во время чтения делайте пометки на полях
простым карандашом. Пометки следующие (выводятся на интерактивную доску)
«v» поставьте «v»
на полях страницы, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы
знали.
«-» поставьте «-» если информация о
которой вы читаете, не соответствует или отличается от той, что вы уже знали.
«+» поставьте «+» если информация новая
для вас.
«?» поставьте «?» Если информация вас
смущает, удивляет и вы хотели бы узнать больше по данной теме.
Таким
образом учащиеся должны поставить 4 отметки на полях, соответствующие знанию и
пониманию текста. После чтения, обсуждение в паре. Осмысление прочитанного и самостоятельное
составление таблицы по знакам
v |
+ |
- |
? |
|
|
|
|
Чтение текста\заполнение
ЗХУ
Пред
чтением текста учащиеся записывают то, что они знают по теме названия текста.
(например: минеральные удобрения)
ЗНАЮ |
ХОЧУ ЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
|
|
|
Обсуждают
в паре и составляют вопросы низкого и высокого порядка для второй колонки
таблицы. Каждый ученик читает текст, пытается найти ответы на вопросы и
заполняет третью колонку таблицы. Отметить какие вопросы остались без ответа,
обсудить где могут взять ответ.
Чтение
текста\Семантическая карта
После
прочитывания текста определяют ключевое слово и важные характеристики для
составления семантической карты
Чтение текста с «невидимками»
\Работа в паре
Активная
форма чтения текста. Учащимся предлагается текст одного и того же содержания
(текст А, В), но с разными пропущенными словами в предложениях. На каждую
«невидимку» составляется вопрос. Работа в паре заключается в том, что один
ученик задает вопросы по своим «невидимкам», а второй ученик отвечает на данные
вопросы. Затем наоборот
Оплодотворение
Текст А
Оплодотворение
происходит после (1) _________________. Пыльца, или пыльцевое зерно, попав на
рыльце пестика, выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную,
тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается
по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В
завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а
внутри находится (2) __________________, состоящий из нескольких клеток.
Одна
из клеток в зародышевом мешке- яйцеклетка, это женская половая клетка (женская
гамета). Другая- крупная центральная клетка.
В
пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские
гаметы) – (3) ___________________. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка
и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых
клеток (гамет) называется оплодотворением. Из оплодотворенной яйцеклетки
впоследствии разовьется (4) ___________________растения. Второй спермий
сливается с крупной центральной клеткой. Из нее образуется ткань эндосперм. В
клетках этой ткани накапливаются (5) _______________для развития зародыша.
Покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Таким образом два
одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит
двойное оплодотворение. После оплодотворения образуется (6)
_____________________________, которое состоит из зародыша, запасающей
ткани(эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод
Оплодотворение
Текст В
Оплодотворение
происходит после опыления. Пыльца или пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика,
выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную, тонкую (1)
________________________. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается
по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В
завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а
внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток.
Одна
из клеток в зародышевом мешке- яйцеклетка, это женская половая клетка (женская
гамета). Другая- (2) ___________________________.
В
пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские
гаметы) - спермии. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в
него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых клеток (гамет)
называется (3) ______________________. Из оплодотворенной яйцеклетки
впоследствии разовьется зародыш растения. Второй спермий сливается с крупной
центральной клеткой. Из нее образуется ткань (4) _________________. В клетках
этой ткани накапливаются питательные вещества для развития зародыша. Покровы
семязачатка превращаются в (5) ____________________. Таким образом два
одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит
двойное оплодотворение. После оплодотворения образуется семя, которое состоит
из зародыша, запасающей ткани(эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки (6)
_______________________образуется плод.
Чтение\Предсказание со
слов\Составление рассказа
После
чтения текста, учитель записывает 4-5 слов на доске из текста, которые можно
каким-либо образом связать. Дает время для самостоятельного обдумывания и
предлагает в паре составить свой рассказ.
Чтение\тренировочные
карты по тренажерам
После
чтения текста учитель раздает тренажеры, состоящие из прочитанного текста и разрезанного
по определенным понятиям из текста. Учащимся в группе предлагается
составить схемы с использованием учебника. Затем отрабатывается прием
составления схем без учебника. Таким образом учащиеся запоминают нужную
информацию.
Сегодня
я нахожусь в постоянном поиске новых форм и стратегий совершенствования навыков
чтения у учащихся. Ведь вдумчивый читатель становится критическим мыслителем,
так как глубокое и рефлексивное чтение развивает навыки критического мышления:
умения анализировать, аргументировать, задавать вопросы высокого порядка. Это
как раз то, что нужно человеку в условиях быстро меняющегося мира, глобальных
перемен.
Таким
образом проблемы учеников в чтении стали основным в моем преподавании. Вызовом,
требующим, решения потребностей учащихся, и тем самым способствуют моему
профессиональному развитию