«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кенті No2 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа № 2 поселка Аршалы отдела образования по  Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Вдумчивое чтение как одна из активных форм работы на уроках биологии»

27.04.2017

«Вдумчивое

чтение как одна из активных

форм работы на уроках биологии»

Слободянюк Ирина Александровна,

учитель биологии,

Аршалынская средняя школа № 2,

Аршалынский район, Акмолинская область

Актуальность темы:

опыт данной работы будет интересен всем творчески работающим учителям, желающим

моделировать свои уроки с ориентацией на развитие приоритетного навыка

грамотности, такого как вдумчивое чтение текста учебника, ведущего к сохранению

внимания, поддержанию интереса и повышению уровня понимания при чтении.

Цель:

создание собственного накопительного материала, разработанного на основе

изучения и внедрения различных стратегий, направленных на понимание чтения.

Задачи:

1.          

Изучение теоретических источников.

2.          

Применение и внедрение в практику различных

стратегий, направленных на понимание чтения

«Читать

можно по-разному: читать и не понимать, читать и понимать, читать и понимать

даже то, что не написано». Эта мысль русского писателя 18 века Княжнина Я.Б.

действительно демонстрирует разные виды чтения, которые имеют место быть при

чтении текста учебника.

В

процессе работы я обнаружила проблемы, связанные с чтением текста учебника.

Выражались они в осмыслении чтения, восприятии текста как источника информации.

Многие дети хорошо и быстро читали, но в воспроизведении прочитанного

затруднялись, так же затруднялись в анализе информации, выборе ключевых слов и

осмыслении прочитанного. Чтобы им помочь в этом, решила на своих уроках использовать

активные формы работы и стратегии, способствующие развитию вдумчивого чтения.

Читай\Делай

пометки\Обсуди в паре

Чтение

текста\заполнение ЗХУ

Чтение

текста\Семантическая карта

Чтение текста с

«невидимками» \Работа в паре

Чтение\Предсказание со

слов\Составление рассказа

Чтение\тренировочные

карты по тренажерам

Также

в своей практике столкнулась с проблемой. Когда просила учащихся задать вопросы

к тексту учебника, то слышала вопросы на уровне «знаю-понимаю». Мы стали

учиться задавать вопросы на размышление и анализ. Включили и рефлексивный

вопросы «Я-вопрос», то есть вопрос, обращенный к себе самому

Читай\Делай

пометки\Обсуди в паре

Дайте

задание перед чтением текста учебника: во время чтения делайте пометки на полях

простым карандашом. Пометки следующие (выводятся на интерактивную доску)

«v»        поставьте «v»   

на полях страницы, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы

знали.

«-»          поставьте «-» если информация о

которой вы читаете, не соответствует или отличается от той, что вы уже знали.

«+»         поставьте «+» если информация новая

для вас.

«?»          поставьте «?» Если информация вас

смущает, удивляет и вы хотели бы узнать больше по данной теме.

Таким

образом учащиеся должны поставить 4 отметки на полях, соответствующие знанию и

пониманию текста. После чтения, обсуждение в паре. Осмысление прочитанного и самостоятельное

составление таблицы по знакам

 

v

+

-

?

 

 

 

 

 

Чтение текста\заполнение

ЗХУ

Пред

чтением текста учащиеся записывают то, что они знают по теме названия текста.

(например: минеральные удобрения)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

 

 

 

 

Обсуждают

в паре и составляют вопросы низкого и высокого порядка для второй колонки

таблицы. Каждый ученик читает текст, пытается найти ответы на вопросы и

заполняет третью колонку таблицы. Отметить какие вопросы остались без ответа,

обсудить где могут взять ответ.

Чтение

текста\Семантическая карта

После

прочитывания текста определяют ключевое слово и важные характеристики для

составления семантической карты

Чтение текста с «невидимками»

\Работа в паре

Активная

форма чтения текста. Учащимся предлагается текст одного и того же содержания

(текст А, В), но с разными пропущенными словами в предложениях. На каждую

«невидимку» составляется вопрос. Работа в паре заключается в том, что один

ученик задает вопросы по своим «невидимкам», а второй ученик отвечает на данные

вопросы. Затем наоборот

Оплодотворение

Текст А

Оплодотворение

происходит после (1) _________________. Пыльца, или пыльцевое зерно, попав на

рыльце пестика, выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную,

тонкую пыльцевую трубку. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается

по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В

завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а

внутри находится (2) __________________, состоящий из нескольких клеток.

Одна

из клеток в зародышевом мешке- яйцеклетка, это женская половая клетка (женская

гамета). Другая- крупная центральная клетка.

В

пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские

гаметы) – (3) ___________________. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка

и врастает в него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых

клеток (гамет) называется оплодотворением. Из оплодотворенной яйцеклетки

впоследствии разовьется (4) ___________________растения. Второй спермий

сливается с крупной центральной клеткой. Из нее образуется ткань эндосперм. В

клетках этой ткани накапливаются (5) _______________для развития зародыша.

Покровы семязачатка превращаются в семенную кожуру. Таким образом два

одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит

двойное оплодотворение. После оплодотворения образуется (6)

_____________________________, которое состоит из зародыша, запасающей

ткани(эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод

Оплодотворение

Текст В

Оплодотворение

происходит после опыления. Пыльца или пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика,

выделяющего липкую жидкость, прорастает, образуя длинную, тонкую (1)

________________________. Пыльцевая трубка, постепенно удлиняясь, продвигается

по столбику рыльца по направлению к завязи (нижняя, важнейшая часть пестика). В

завязи образуются семязачатки (семяпочки). Снаружи они защищены покровами, а

внутри находится зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток.

Одна

из клеток в зародышевом мешке- яйцеклетка, это женская половая клетка (женская

гамета). Другая- (2) ___________________________.

В

пыльцевой трубке находятся две маленькие мужские половые клетки (мужские

гаметы) - спермии. Когда пыльцевая трубка достигает семязачатка и врастает в

него, один спермий сливается с яйцеклеткой. Слияние двух половых клеток (гамет)

называется (3) ______________________. Из оплодотворенной яйцеклетки

впоследствии разовьется зародыш растения. Второй спермий сливается с крупной

центральной клеткой. Из нее образуется ткань (4) _________________. В клетках

этой ткани накапливаются питательные вещества для развития зародыша. Покровы

семязачатка превращаются в (5) ____________________. Таким образом два

одинаковых спермия сливаются с двумя разными женскими гаметами. Происходит

двойное оплодотворение. После оплодотворения образуется семя, которое состоит

из зародыша, запасающей ткани(эндосперма) и семенной кожуры. Из стенки (6)

_______________________образуется плод.

Чтение\Предсказание со

слов\Составление рассказа

После

чтения текста, учитель записывает 4-5 слов на доске из текста, которые можно

каким-либо образом связать. Дает время для самостоятельного обдумывания и

предлагает в паре составить свой рассказ.

Чтение\тренировочные

карты по тренажерам

После

чтения текста учитель раздает тренажеры, состоящие из прочитанного текста и разрезанного

по определенным понятиям из текста. Учащимся в группе предлагается

составить схемы с использованием учебника. Затем отрабатывается прием

составления схем без учебника. Таким образом учащиеся запоминают нужную

информацию.

Сегодня

я нахожусь в постоянном поиске новых форм и стратегий совершенствования навыков

чтения у учащихся. Ведь вдумчивый читатель становится критическим мыслителем,

так как глубокое и рефлексивное чтение развивает навыки критического мышления:

умения анализировать, аргументировать, задавать вопросы высокого порядка. Это

как раз то, что нужно человеку в условиях быстро меняющегося мира, глобальных

перемен.

Таким

образом проблемы учеников в чтении стали основным в моем преподавании. Вызовом,

требующим, решения потребностей учащихся, и тем самым способствуют моему

профессиональному развитию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 294


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст