«Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімі Аршалы кенті No2 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Общеобразовательная школа № 2 поселка Аршалы отдела образования по  Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд.»

05.02.2018

«Моим стихам, как драгоценным винам,

настанет свой черёд.»

(Музыкально – литературная композиция, посвященная

125-летию со дня рождения Марины Цветаевой)

1 чтец.                                                                                                                                    

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,                                                                                           

Как искры из ракет.

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Не читанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Вед: Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи…
Незнакомый человек – это все возможности, то, от кого всё ждешь. Кого еще нет,

он только завтра будет (завтра, когда меня не будет). Икс для игрика начинается

в секунду встречи, будь ему хоть сто лет.

Вед: Это строки Марины

Ивановны Цветаевой, русского поэта. В 2017 году ей исполнилось бы 125 лет. Но люди не живут так долго.

Зато стихи… стихи живут вечно.

2 чтец.                                                                                                                                                             

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Вед: Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Она родилась 10 октября (по новому стилю)

1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и известной пианистки Марии Александровны Мейн.                               

 Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (теперь это Музей им. А.С.Пушкина).

У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности.

3 чтец.                                                                                                                                      

«Кто создан из камня…»

Кто создан из камня, кто создан из глины,                                                                                                                   

 А я серебрюсь и сверкаю!                                                                                                                      

Мне дело – измена, мне имя – Марина,                                                                                                                 

Я – бренная  пена морская.                                                                               

 Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и нагробные плиты...

В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти?

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена

 Высокая пена морская!

 

Вед: Это еще одно

автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени:

Марина означает “морская”. А раз она морская волна, значит – изменчивая, гордая

и своевольная.                                                                                                                                

 Такой она и была с самого раннего детства.  Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по  русски, по немецки и по французски. Этому

способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трехпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на

книжных полках размещалась большая домашняя библиотека.  О счастливом детстве Марина писала:

4 чтец.                                                                                                                                    

 

Ты, чьи сны еще не пробудны,

Чьи движенья еще тихи,

В переулок сходи Трехпрудный,

Если любишь мои стихи.      

                                                                                                                      

О, как солнечно и как звездно

Начат жизненный первый том,

Умоляю — пока не поздно,

Приходи посмотреть наш дом!

Будет скоро тот мир погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь еще не срублен

И не продан еще наш дом.
Этот тополь! Под ним ютятся

Наши детские вечера.

Этот тополь среди акаций

Цвета пепла и серебра.

Этот мир невозвратно-чудный

Ты застанешь еще, спеши!

В переулок сходи Трехпрудный,

В эту душу моей души.

 

Вед: Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства, Марина Цветаева преклонялась перед гением русской

поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”.                                       

Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят ее записи в личных дневниках, в

творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах.

5 чтец.                                                                                                                                      

Я поднимаюсь по белой дороге,

Пыльной, звенящей, крутой.

Не устают мои легкие ноги

Выситься над высотой.


Слева – крутая спина Аю-Дага,

Синяя бездна – окрест.

Я вспоминаю курчавого мага

Этих лирических мест.


Вижу его на дороге и в гроте...

Смуглую руку у лба...

- Точно стеклянная на повороте

Продребезжала арба... -


Запах – из детства – какого – то дыма

Или каких – то  племен...

Очарование прежнего Крыма

Пушкинских милых времен.


Пушкин! – Ты  знал бы по первому взору,

Кто у тебя на пути.

И просиял бы, и под руку в гору

Не предложил мне идти.


Не опираясь о смуглую руку,

Я говорила б, идя,

Как глубоко презираю науку

И отвергаю вождя,


Как я люблю имена и знамена,

Волосы и голоса,

Старые вина и старые троны,

- Каждого встречного пса! –

Вед: В 1910 году,

еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый

поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.

6 чтец.                                                                                                                                    

   Когда снежинку, что легко летает,

Как звездочка упавшая скользя,

Берешь рукой — она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

Когда пленясь прозрачностью медузы,

Ее коснемся мы капризом рук,

Она, как пленник, заключенный в узы,

Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.

Когда хотим мы в мотыльках – скитальцах

Видать не грезу, а земную быль —

Где их наряд? От них на наших пальцах

Одна зарей раскрашенная пыль!

Оставь полет снежинкам с мотыльками

И не губи медузу на песках!

Нельзя мечту свою хватать руками,

Нельзя мечту свою держать в руках!

Нельзя тому, что было грустью зыбкой,

Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»

Твоя любовь была такой ошибкой, —

Но без любви мы гибнем. Чародей!


Вед: В один день с

Мариной, но годом позже, родился ее муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Они

встретились, семнадцатилетний и восемнадцатилетняя, 5 мая 1911 года на

пустынном, усеянном мелкой галькой Коктебельском берегу. Она собирала камешки,

он стал помогать ей – красивый, грустной кроткой красотой юноша с

поразительными огромными в пол – лица глазами.

 Заглянув в них, Марина загадала: «Если он подойдет и

подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно, сердолик этот он нашел

тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил

ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю

жизнь.

7 чтец: 

Ждут нас пыльные дороги,

Шалаши на час,

И звериные берлоги, и старинные чертоги…

Милый, милый, мы как боги, целый мир для нас.

Всюду дома мы на свете,

Все зовя своим.

В шалаше, где чинят сети,

На сияющем паркете,

Милый, милый, мы как дети:

Целый мир двоим!

Солнце жжет; на север с юга,

Или на луну. Им очаг и бремя плуга,

Нам – простор и зелень луга…

Милый, милый, друг у друга

Мы навек в плену.

Вед: Обвенчались Сергей и Марина в январе 12

года.                                                                            

Ему, любимому, другу,

мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем

она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я

постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой

родной на всю жизнь.”

   

8 чтец: 

Я с вызовом ношу его кольцо!

— Да, в Вечности — жена, не на бумаге

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно – великолепны  брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

 

Он тонок, первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно – бесполезны! —

Под крыльями, раскинутых бровей —

Две бездны.

B его лице я рыцарству верна,

— Всем вам, кто жил и умирал без страху!

— Такие — в роковые времена —

Слагают стансы — и идут на плаху.


Вед: К

сожалению, семейное счастье Марины было недолгим.  Началась Первая мировая война, революция, гражданская война…   Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь воина – белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не

было никаких известий.  Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у нее на руках две дочери – Ариадна и Ирина, которая умирает в приюте от голода, холода и болезней. Марина ждет хоть каких – нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив…                                                                          В этот тяжелый для нее период Цветаева записывает в дневнике: “Если вы живы, если не суждено ещё раз с вами увидеться,

слушайте.  Когда я вам пишу, вы есть, раз я вам пишу. Если Бог сделает это чудо – оставит вас в живых – я буду ходить за

вами, как собака. Серёженька, я написала ваше имя и не могу писать дальше”.  В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны…

 

9 чтец: 

«Вчера еще в глаза глядел…»

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче — всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха — Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду

Стою — немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:

«За что, за что терплю и бедствую?»

«Отцеловал — колесовать:

Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил — в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!

Вновь зрячая — уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть – садовница.

Самo — что дерево трясти! —

В срок яблоко спадает спелое…

— За всё, за всё меня прости,

Мой милый, - что тебе я сделала!


Вед: В годы гражданской войны связь между Мариной

Цветаевой и Сергеем Эфроном была прервана. Они писали друг другу в никуда.

Клип: «Генералы 12 года» - бал Наташи Ростовой

Вед: Наконец, свершилось чудо! В

июле 1921 года Марина получила “благую весть” о том, что Сергей жив. Не раздумывая,

она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не

было конца: семья, наконец – то, воссоединилась, и в эмиграции родился

долгожданный сын – Георгий.  

Марина Цветаева вместе с семьей 13 лет из 17 проживет в Праге, столице

Чехии.

Марина Цветаева: Сын мой, Георгий, родился 1 февраля 1925 года, в воскресенье,

в полдень, в снежный вихрь. Буду любить его – каким бы он ни был: не за

красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть… Мальчиков нужно

баловать, - им, может быть, на войну придётся.

Марина Цветаева: Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не

можете…Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала только тогда, когда перестала их

знать наизусть, а знать перестала – когда просить перестали, в 1922 году – год

моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому – то были нужны.

10 чтец:

Расстояние: версты, мили...

Нас расставили, рассадили,

Чтобы тихо себя вели

По двум разным концам земли.

Расстояние: версты, дали...

Нас расклеили, распаяли,

 

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий...

Не рассорили – рассорили,

Расслоили... Стена да ров.

Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж, ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт!

 

Вед: Быстрее всех ощутил трагедию

изгнания в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским

разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте, и в

1937 году уезжает вместе с Ариадной в Москву, не зная еще о том, что им

придется испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже

возвращается на Родину.

11 чтец:

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты

куриной

И маков набрав букет, —

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь —

могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к

коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожей!

Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель

дикий

И ягоду ему вслед, —

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой

угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из – под  земли.

 

Чтец:

О, чёрная гора,

Затмившая весь свет!

Пора – пора – пора

Творцу вернуть билет.

Отказываюсь – быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь – жить.

С волками площадей

Отказываюсь – выть.

С акулами равнин

Отказываюсь – плыть

Вниз – по теченью спин.

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один – отказ.

 

 

Вед: На этой ноте

последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось

просто человеческое существование – и того в обрез.

 

Марина Цветаева: Жить

– это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не

держит меня, не за что держаться)

Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины

Цветаевой.

Началась Великая Отечественная война…

Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи.

Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в

октябре 1941г.                                                                

 Дочь Ариадна провела в лагерях 16

лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 г.

 Марина Цветаева

едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остается один на один с одиночеством, с

неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе мужа и дочери. Доведенная

до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева

сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 года Марины Цветаевой не стало.

Ей не было еще и пятидесяти лет…

Реквием – в исп. А. Пугачёвой.

Вед: Место захоронения Марины Ивановны

Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий,

который в 1942 г. погибнет на фронте.                                          Много

лет спустя младшая сестра Цветаевой, Анастасия поставила указатель

на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”.

 

Вед: Поэт жив, пока живы его стихи.

Клип: «Мне нравиться, что вы больны не мною»

Просмотров: 296

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст