«Моим стихам, как драгоценным винам,
настанет свой черёд.»
(Музыкально – литературная композиция, посвященная
125-летию со дня рождения Марины Цветаевой)
1 чтец.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет.
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Не читанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Вед: Обращаюсь к вам, потому что вы любите мои стихи…
Незнакомый человек – это все возможности, то, от кого всё ждешь. Кого еще нет,
он только завтра будет (завтра, когда меня не будет). Икс для игрика начинается
в секунду встречи, будь ему хоть сто лет.
Вед: Это строки Марины
Ивановны Цветаевой, русского поэта. В 2017 году ей исполнилось бы 125 лет. Но люди не живут так долго.
Зато стихи… стихи живут вечно.
2 чтец.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Вед: Так писала сама Марина Цветаева о своем появлении на свет. Она родилась 10 октября (по новому стилю)
1892 г. в Москве, в семье профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева и известной пианистки Марии Александровны Мейн.
Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (теперь это Музей им. А.С.Пушкина).
У Марины Цветаевой очень рано проявились поэтические и музыкальные способности.
3 чтец.
«Кто создан из камня…»
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и нагробные плиты...
В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена
Высокая пена морская!
Вед: Это еще одно
автобиографическое стихотворение, где Цветаева объясняет значение своего имени:
Марина означает “морская”. А раз она морская волна, значит – изменчивая, гордая
и своевольная.
Такой она и была с самого раннего детства. Писать стихи начинает Цветаева с шести лет, причем – сразу по русски, по немецки и по французски. Этому
способствовала, конечно, атмосфера семьи Цветаевых и старинного особняка в Трехпрудном переулке, где на шкафах стояли бюсты античных богов и героев, а на
книжных полках размещалась большая домашняя библиотека. О счастливом детстве Марина писала:
4 чтец.
Ты, чьи сны еще не пробудны,
Чьи движенья еще тихи,
В переулок сходи Трехпрудный,
Если любишь мои стихи.
О, как солнечно и как звездно
Начат жизненный первый том,
Умоляю — пока не поздно,
Приходи посмотреть наш дом!
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен
И не продан еще наш дом.
Этот тополь! Под ним ютятся
Наши детские вечера.
Этот тополь среди акаций
Цвета пепла и серебра.
Этот мир невозвратно-чудный
Ты застанешь еще, спеши!
В переулок сходи Трехпрудный,
В эту душу моей души.
Вед: Всю свою жизнь, начиная с самого раннего детства, Марина Цветаева преклонялась перед гением русской
поэзии – Александром Сергеевичем Пушкиным, которому она посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину” и эссе “Мой Пушкин”.
Поэт стремительно и властно вошел в жизнь маленькой Марины и стал духовной опорой будущей поэтессы Цветаевой. Об этом говорят ее записи в личных дневниках, в
творческих тетрадях, в лирической прозе и письмах.
5 чтец.
Я поднимаюсь по белой дороге, Пыльной, звенящей, крутой. Не устают мои легкие ноги Выситься над высотой. Слева – крутая спина Аю-Дага, Синяя бездна – окрест. Я вспоминаю курчавого мага Этих лирических мест. Вижу его на дороге и в гроте... Смуглую руку у лба... - Точно стеклянная на повороте Продребезжала арба... - Запах – из детства – какого – то дыма Или каких – то племен... Очарование прежнего Крыма Пушкинских милых времен. Пушкин! – Ты знал бы по первому взору, Кто у тебя на пути. И просиял бы, и под руку в гору Не предложил мне идти. Не опираясь о смуглую руку, Я говорила б, идя, Как глубоко презираю науку И отвергаю вождя, Как я люблю имена и знамена, Волосы и голоса, Старые вина и старые троны, - Каждого встречного пса! – |
Вед: В 1910 году,
еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи выпустила Марина первый
поэтический сборник «Вечерний альбом». Его заметили.
6 чтец.
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой — она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках – скитальцах
Видать не грезу, а земную быль —
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: «Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!»
Твоя любовь была такой ошибкой, —
Но без любви мы гибнем. Чародей!
Вед: В один день с
Мариной, но годом позже, родился ее муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Они
встретились, семнадцатилетний и восемнадцатилетняя, 5 мая 1911 года на
пустынном, усеянном мелкой галькой Коктебельском берегу. Она собирала камешки,
он стал помогать ей – красивый, грустной кроткой красотой юноша с
поразительными огромными в пол – лица глазами.
Заглянув в них, Марина загадала: «Если он подойдет и
подарит мне сердолик, я выйду за него замуж». Конечно, сердолик этот он нашел
тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил
ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю
жизнь.
7 чтец:
Ждут нас пыльные дороги,
Шалаши на час,
И звериные берлоги, и старинные чертоги…
Милый, милый, мы как боги, целый мир для нас.
Всюду дома мы на свете,
Все зовя своим.
В шалаше, где чинят сети,
На сияющем паркете,
Милый, милый, мы как дети:
Целый мир двоим!
Солнце жжет; на север с юга,
Или на луну. Им очаг и бремя плуга,
Нам – простор и зелень луга…
Милый, милый, друг у друга
Мы навек в плену.
Вед: Обвенчались Сергей и Марина в январе 12
года.
Ему, любимому, другу,
мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нем
она напишет такие восхищенные строки: “Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я
постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо…Он мой
родной на всю жизнь.”
8 чтец:
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно – великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок, первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно – бесполезны! —
Под крыльями, раскинутых бровей —
Две бездны.
B его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху!
— Такие — в роковые времена —
Слагают стансы — и идут на плаху.
Вед: К
сожалению, семейное счастье Марины было недолгим. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война… Сергей Эфрон, муж, Цветаевой, выбирает путь воина – белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не
было никаких известий. Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой: она жена белого офицера в красной Москве; у нее на руках две дочери – Ариадна и Ирина, которая умирает в приюте от голода, холода и болезней. Марина ждет хоть каких – нибудь известий о муже и надеется на то, что он жив… В этот тяжелый для нее период Цветаева записывает в дневнике: “Если вы живы, если не суждено ещё раз с вами увидеться,
слушайте. Когда я вам пишу, вы есть, раз я вам пишу. Если Бог сделает это чудо – оставит вас в живых – я буду ходить за
вами, как собака. Серёженька, я написала ваше имя и не могу писать дальше”. В период ожидания вестей от мужа стихи Марины Цветаевой печальны и грустны…
9 чтец:
«Вчера еще в глаза глядел…»
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь —
Вода, - в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть – садовница.
Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, - что тебе я сделала!
Вед: В годы гражданской войны связь между Мариной
Цветаевой и Сергеем Эфроном была прервана. Они писали друг другу в никуда.
Клип: «Генералы 12 года» - бал Наташи Ростовой
Вед: Наконец, свершилось чудо! В
июле 1921 года Марина получила “благую весть” о том, что Сергей жив. Не раздумывая,
она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не
было конца: семья, наконец – то, воссоединилась, и в эмиграции родился
долгожданный сын – Георгий.
Марина Цветаева вместе с семьей 13 лет из 17 проживет в Праге, столице
Чехии.
Марина Цветаева: Сын мой, Георгий, родился 1 февраля 1925 года, в воскресенье,
в полдень, в снежный вихрь. Буду любить его – каким бы он ни был: не за
красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть… Мальчиков нужно
баловать, - им, может быть, на войну придётся.
Марина Цветаева: Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не
можете…Читаю стихи. Читать по тетрадке я стала только тогда, когда перестала их
знать наизусть, а знать перестала – когда просить перестали, в 1922 году – год
моего отъезда из России. Из мира, где мои стихи кому – то были нужны.
10 чтец:
Расстояние: версты, мили...
Нас расставили, рассадили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили – рассорили,
Расслоили... Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-
Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж, ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!
Вед: Быстрее всех ощутил трагедию
изгнания в эмиграции Сергей Эфрон, который уже стал к этому времени советским
разведчиком. Он хочет вернуться на Родину, хлопочет о советском паспорте, и в
1937 году уезжает вместе с Ариадной в Москву, не зная еще о том, что им
придется испытать вскоре после возвращения. В 1939 году Цветаева с сыном тоже
возвращается на Родину.
11 чтец:
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты
куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь —
могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к
коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была, прохожей!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель
дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой
угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из – под земли.
Чтец:
О, чёрная гора,
Затмившая весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь – плыть
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
Вед: На этой ноте
последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось
просто человеческое существование – и того в обрез.
Марина Цветаева: Жить
– это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не
держит меня, не за что держаться)
Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины
Цветаевой.
Началась Великая Отечественная война…
Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи.
Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в
октябре 1941г.
Дочь Ариадна провела в лагерях 16
лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 г.
Марина Цветаева
едет с сыном в эвакуацию в Елабугу, где остается один на один с одиночеством, с
неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе мужа и дочери. Доведенная
до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева
сводит счеты с жизнью 31 августа 1941 года Марины Цветаевой не стало.
Ей не было еще и пятидесяти лет…
Реквием – в исп. А. Пугачёвой.
Вед: Место захоронения Марины Ивановны
Цветаевой точно неизвестно, так как в Елабуге с ней был только сын Георгий,
который в 1942 г. погибнет на фронте. Много
лет спустя младшая сестра Цветаевой, Анастасия поставила указатель
на Елабужском кладбище, на котором написано: “К Марине Цветаевой”.
Вед: Поэт жив, пока живы его стихи.
Клип: «Мне нравиться, что вы больны не мною»